Сюзаннe Масланка
Текст: Сюзаннe МасланкаПеревод: Люба Гурова18.11.2021

Сюзаннe Масланка о встрече культур России и Германии в эпоху Горбачева.

В июле 1987 года президент ФРГ Рихард фон Вайцзеккер посетил Советский Союз. Казалось бы — дипломатическая рутина. Но в той ситуации этот визит был небольшой сенсацией. Ведь в начале 1980-х годов, после советского вторжения в Афганистан в 1979 году и «двойного решения» НАТО, отношения Западной Германии и СССР достигли дна. Приход к власти Михаила Горбачева в 1985 году далеко не сразу привел к «горбимании»: многие политические деятели, представители СМИ и широкие слои общества сначала не верили, что новый генеральный секретарь сможет сдержать обещания провести реформы1. Однако в 1987 году, провозгласив политику перестройки и гласности, Горбачев сделал первые шаги к их исполнению. Оптимизм и ожидание перемен передались из Советского Союза в ФРГ.

В этой обстановке западные немцы с большим интересом следили за визитом своего президента, о чем свидетельствуют сотни писем от граждан, поступивших по этому случаю в его ведомство. Особенно восторженно авторы писем отзывались о дискуссии Вайцзеккера с советской молодежью, которая транслировалась по телевидению2. Некий 19-летний выпускник гимназии был так очарован одной из участниц дискуссии, что попросил Вайцзеккера помочь ему с ней связаться: «Меня настолько восхитила ваша вдумчивая и остроумная беседа с представителями советской молодежи, что (…) ввиду отсутствия у меня контактов и/или личного туристического опыта в странах, расположенных по ту сторону Стены, я набрался нахальства попросить вас выступить в низкой роли свахи, дабы содействовать счастливому продолжению дружбы народов»3.

Какие у жителей СССР, ФРГ и ГДР были шансы пообщаться?

Хотя автор этого письма явно был движим личными интересами, общее содержание и объем корреспонденции свидетельствуют о пробудившемся огромном любопытстве к стране и ее народу. Большинство западных немцев знали Советский Союз только по сообщениям СМИ, подверженным влиянию духа холодной войны, и по рассказам тех, кто пережил Вторую мировую. По сравнению с западными немцами у жителей ГДР было куда больше возможностей познакомиться с советскими гражданами — хотя и меньше, чем внушала пропаганда, трубившая о дружбе народов. Советские войска на территории ГДР жили обособленно, но само присутствие превращало их в атрибут повседневности4. Кроме того, граждане СССР и ГДР встречались в рамках экономического сотрудничества и молодежных обменов. Советский Союз был для восточногерманской молодежи почти единственной возможностью побывать за рубежом. Представители и представительницы молодежи и рабочего класса посещали братское государство в «поездах дружбы»5. Кроме того, сотни студентов и студенток ежегодно отправлялись на учебу в Москву, Киев, Ленинград, Калугу и другие советские города; к 1990 году около 12 000 граждан ГДР получили образование в Советском Союзе. Их ждали хорошие карьерные перспективы; СЕПГ проявляла к ним особый интерес и старалась привлечь их в свои ряды6.

Западным немцам было намного сложнее завязывать и поддерживать контакты с советскими гражданами. В Советский Союз можно было поехать по туристической визе, но такие поездки, как правило, были возможны только в составе организованной группы7 и проходили по строгим правилам: туроператоры были обязаны сотрудничать с государственным туристическим агентством «Интурист», а в самой поездке группу сопровождали официальные уполномоченные лица — для надзора за участниками. Визиты советских граждан в ФРГ происходили почти исключительно в рамках официально организованных поездок и культурных мероприятий, а также научного сотрудничества. В конце 1980-х, когда конфликт между Востоком и Западом ослаб, возможности общения резко расширились и горбачевское видение «нового мирового порядка» и «общего европейского дома» с воодушевлением обсуждалось в научных и политических кругах по всей Европе, как на Западе, так и на Востоке. Новые импульсы со стороны Советского Союза быстро привели к улучшению отношений на многих уровнях, включая культурный обмен8.

Начало новой эпохи в культурном обмене между ФРГ и СССР

В 1988 году соглашение о двухлетней программе культурного сотрудничества проложило дорогу принципиально новому формату взаимодействия. Сам факт, что после ряда неудачных попыток и 15-летнего перерыва это наконец случилось, свидетельство о начале новой эпохи во взаимоотношениях.

Помимо договоренностей о выставках, музыкальных и театральных гастролях удалось активизировать и научное сотрудничество9. Уже до этого по инициативе Москвы заработали совместные проекты в области естественных наук и техники — но вот ученым-гуманитариям из Западной Германии в Советском Союзе работать было крайне трудно. Теперь ситуация изменилась: западногерманская сторона смогла договориться о выделении для этой группы некоторого минимума стипендий, и в то же самое время начали открываться советские архивы. Это стало огромной удачей для молодого поколения западногерманских историков. В рамках той же программы активизировались школьные и молодежные обмены, улучшалась языковая подготовка и сотрудничество в области образования и повышения квалификации. Советская сторона была готова даже обсуждать создание в Советском Союзе западногерманского института немецкой культуры. Это был настоящий перелом в политике СССР, который до этого вообще не допускал в страну западные культурные учреждения; даже институты дружественных социалистических государств долго оставались нежелательными10. Гёте-Институт смог наконец открыть свои двери уже в независимой России в октябре 1992 года.

Гуманитарная помощь

Новая открытость в культурной и академической сферах после 1988 года позволила общаться лишь небольшой группе людей из ФРГ и СССР. Однако эйфория от событий в Советском Союзе и особенно «горбимания» ощущались в широких слоях общества, что особенно ярко проявилось во время визита Горбачева в ФРГ в 1989 году: где бы ни появлялся генеральный секретарь КПСС, его приветствовали восторженными криками «Горби, Горби!» Новая солидарность граждан ФРГ с Советским Союзом нашла свое отражение, в частности, и в готовности государства и частных лиц оказывать помощь в чрезвычайных ситуациях. Советский Союз на позднем этапе своего существования пережил несколько катастроф — от аварии в Чернобыле в 1986 году и землетрясения в Армении в 1988 году до нехватки продовольствия из-за экономических проблем в начале 1990-х. Всякий раз правительство Германии оказывало практическую и финансовую помощь: оно участвовало в строительстве ортопедического центра для жертв землетрясения в Армении; готовность частных лиц делать пожертвования во время продовольственного кризиса была настолько велика, что министерство иностранных дел Германии создало целевую группу «Помощь Советскому Союзу»11. В связи с чернобыльской катастрофой были созданы общественные объединения для устройства оздоровительного отдыха детей из пораженных радиацией районов. Эти ранние индивидуальные контакты заложили основу для тесного сотрудничества между гражданскими обществами стран.

Двойной системный шок и новые возможности

1990 год радикально улучшил отношения государств; при этом катализатором послужило советское согласие на воссоединение Германии. Эйфория от перемен заставила многих на Востоке и Западе поверить в то, что разделение Европы может быть преодолено. Однако с воссоединением Германии изменения на карте Европы еще только начинались: после распада Советского Союза возникло 15 новых государств. Германия смогла заключить соглашения о культурном сотрудничестве со многими государствами-преемниками Советского Союза, в числе первых — с Россией в декабре 1992 года. Таким образом была заложена основа для дальнейшего сотрудничества, на которое обе стороны возлагали большие надежды. В 1990-х годах международная культурная политика Германии сосредоточилась на государствах Центральной и Восточной Европы, и в России начали активную работу множество культурных посредников и неправительственных организаций.

С 1990 года развились и укрепились связи в области научного, молодежного, школьного и культурного обмена. Сейчас на территории двух стран расположено 75 городов-побратимов, 12 из которых отмечают тридцатилетие этого статуса в 2021 году. Научное сотрудничество также находится на высоком уровне: к 2020 году 216 российских университетов заключили соглашения о сотрудничестве с немецкими университетами — больше таких соглашений у Германии только с США, Францией и Китаем. Кроме того, обучение в Германии остается очень популярным среди российской молодежи: в 2019 году около 14 000 человек из России учились в немецких ВУЗах; правда, надо сказать, что после длительного периода стабильного роста, в 2014-2017 годах эти показатели сперва застыли на месте, а затем немного снизились12.

Но оптимистичные ожидания времен системного сдвига оправдались лишь отчасти. Несмотря на институционализацию научно-культурных связей, сегодня, 30 лет спустя, от эйфории времен перестройки мало что осталось. Сыграли свою роль масштабные политические конфликты — от аннексии Крыма до отравления Навального. Это тяжело отразилось на связях уровня гражданского общества: например, в мае 2021 года российское правительство объявило НКО «Немецко-русский обмен», работавшую в России с 1992 года, нежелательной организацией. И все же многие активисты не хотят разрывать контакты с Россией, в том числе и по официальным каналам. Например, на конференции по германо-российскому партнерству городов-побратимов в июне 2021 года спикер парламента Гамбурга Карола Файт подчеркнула, что политические конфликты не влияют на побратимство Гамбурга с Санкт-Петербургом и что оба города заинтересованы в продолжении тесного партнерства13. Ближайшие годы покажут, насколько этот и подобные проекты смогут продолжать свое существование в сложных политических условиях.

Сноски

Wentker, Hermann (2020): Die Deutschen und Gorbatschow: Der Gorbatschow-Diskurs im doppelten Deutschland 1985-1991, Berlin, S. 55

Korrespondenz Staatsbesuch Sowjetunion, Zusammenfassung vom 17.07.1987, in: Bundesarchiv Koblenz, B 102/47558, Bl. 41

Письмо 19-летнего гражданина ФРГ Рихарду фон Вайцзеккеру, 10.07.1987

На 1 января 1991 года на территории ГДР находилось почти 340 000 военнослужащих советских войск, а также почти 205 000 гражданских служащих и членов их семей.

Irmscher, Gerlinde (1996): Alltägliche Fremde: Auslandsreisen in der DDR, in: Spode, Hasso (Hrsg.): Goldstrand und Teutonengrill: Kultur- und Sozialgeschichte des Tourismus in Deutschland 1945 bis 1989, Berlin, S. 51-68; hier: S. 56

Schubert-Lehnhardt, Viola/Wagner, Alexandra (2021): «In der Sowjetunion lernen – und was dabei lernen?»: Lebenswege von DDR-AbsolventInnen sowjetischer ziviler Hochschulen, Hrsg. v. Rosa-Luxemburg-Stiftung, Berlin

Großmann, Sonja (2019): Falsche Freunde im Kalten Krieg? Sowjetische Freundschaftsgesellschaften in Westeuropa als Instrumente und Akteure der Cultural Diplomacy, Berlin/Boston, S.398

Еще до наступления периода реформ конца 1980-х годов были реализованы некоторые совместные проекты. Например, с 1978 года выставка Ein Blick in die Bundesrepublik Deutschland («Взгляд на Федеративную Республику Германия»), ежегодно организуемая в двух городах Советского Союза, предоставляла советским гражданам возможность познакомиться с искусством, культурой и повседневной жизнью страны; в городах Западной Германии проводились ответные Дни советской культуры. В мире искусства в 1980-е годы произошел «русский бум»: выставки и аукционы советского искусства нашли широкую аудиторию и богатую клиентуру.

Vorlage vom 15.07.1988; Betreff: Stand und Aussichten der deutsch-sowjetischen Kulturbeziehungen im Hinblick auf den Besuch des Herrn Bundesministers in Moskau, S. 3; in: PA AA B41-ZA/ 143 613, o. P.

Vorlage 15.07.1988; Betreff: Stand und Aussichten der deutsch-sowjetischen Kulturbeziehungen im Hinblick auf den Besuch des Herrn Bundesministers in Moskau, S. 1; in: PA AA B41-ZA/ 143 613, o. P.

Sachstand Bilaterale Sowjetunionhilfe, 18.12.1990; in: PA AA B 211-ZA/ 160555, o. P.