В городе танки и баррикады… а по телевизору идет «Лебединое озеро». В августе 1991 года Андреасу Метцу двадцать один год, он в Москве, изучает русский язык. Взяв в руки фотоаппарат, он ходит по городу и фиксирует события.
19 августа 1991 года была предпринята одна из последних попыток удержать Советский Союз от распада. Миллионы граждан, включив телевизор, круглые сутки видели по всем телеканалам одни лишь концерты классической музыки и балет «Лебединое озеро» — такое раньше бывало только в дни всенародного траура или катастроф всесоюзного масштаба. Тем временем, по приказу советских министров, в центр Москвы стягивались колонны танков. Государственный комитет по чрезвычайному положению (ГКЧП) объявил, что президент СССР Михаил Горбачев не может выполнять обязанности по состоянию здоровья, поэтому введено чрезвычайное положение, а власть перешла в руки самого ГКЧП. Его главная цель — не допустить распада СССР.

Тысячи людей встали на сторону Бориса Ельцина, президента России, союзной республики в составе СССР — и оказали сопротивление попытке государственного переворота. На этом чрезвычайное положение закончилось: крах путчистов ускорил крах СССР. Борис Ельцин стал символом демократических реформ.


Эти три дня в августе все считают началом новой, независимой России. Но споры о случившемся и его оценке не стихают.
20 лет спустя Горбачев признался, что знал о планах путчистов. Многие историки задаются вопросом о его истинной роли в событиях. На баррикады вышла небольшая часть жителей России, и поэтому неизвестно, что на самом деле думало о происходящем большинство. Как получилось, что в 2021 году 43% россиян оценивают события августа 1991 года как трагическое событие, имевшее гибельные последствия для страны и народа?



Защитники Ельцина. Фотограф © Андреас Метц Защитник путчистов. Фотограф © Андреас Метц






Фотографии: Андреас Метц
Подбор фотографий: Анди Хеллер
Текст: из гнозы «Августовский путч 1991» Евгения Казакова (на немецком)
Перевод: Люба Гурова